Адаптация детей к условиям детского сада

в ДЦР «КРОХА».

Для успешной адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до прихода ребенка в сад, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).

У нас адаптационная программа предусматривает специфические задачи:

Задачи воспитателя для адаптации детей:

  • Правильно организованный приём детей в дошкольное учреждение;
  • Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе;
  • Работа с семьёй;
  • Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребёнок - взрослый" и "ребёнок-ребёнок".

Задачи воспитателя для адаптации родителей:

  • снять напряжение родителей, вызванное тревогой  за ребенка;
  • создать атмосферу сотрудничества;
  • договориться о способах взаимодействия воспитателя с родителями;
  • выяснить ожидание родителей по поводу обучения и развития ребенка в дошкольном заведении;
  • провести презентацию программы воспитания и обучения, раскрыть содержание, формы, способы работы с ребёнком данного возраста;
  • оказать помощь родителям в понимании своего малыша;
  • ознакомить с особенностями адаптации ребенка.

 «Особливої уваги з боку педагогічних колективів потребує питання забезпечення успішної адаптації дітей раннього віку до нових умов життя в дошкільному навчальному закладі. Ефективність його розв’язання залежить від налагодженості тісної взаємодії між педагогами і батьками. Просвітницька робота з сім’ями вихованців може проводитись у різних формах співпраці з ними (батьківські збори, семінари, бесіди, «дні відкритих дверей», перегляд фрагментів освітньої роботи, інформаційні стенди, тематичні папки-пересувки, газети дитячого садка, «скриньки запитань та звернень», школи турботливих мам і татусів, електронні бібліотеки, онлайн-консультації, онлайн-екскурсії, тощо) і має передбачати ознайомлення батьків із віковими особливостями психолого-фізіологічного розвитку дітей раннього віку та специфікою освітнього процесу в дошкільному навчальному закладі.
З метою уникнення труднощів у перші тижні адаптаційного періоду педагогам варто приділяти належну увагу створенню комфортних, наближених до звичних для дитини умов життя. Зокрема, необхідно передбачити розміщення у предметно-розвивальному просторі групової кімнати знайомих дитині «домашніх» іграшок або предметів побуту, дозволити їй відвідувати дитячий садок за індивідуальним розпорядком дня (лише на кілька годин), терпляче ставитися до її потреб та інтересів, підтримувати у неї позитивний, емоційний стан, прагнення до самостійності, радіти її успіхам.
Особливого значення у цей період набуває зміна стилю спілкування дорослого з дитиною від ситуативно-особистісного, коли домінують емоції, використовуються пестливі слова, звертання, до ситуативно-ділового, більш стриманого, коли дорослий стає співучасником предметної діяльності дитини.» (Додаток до листа МОН України від 27.06.2014 № 1/9-341 Інструктивно-методичні рекомендації. «Організація роботи в дошкільних навчальних закладах у 2014/2015 навчальному році»).

 

Детский сад - целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям.


Как правило, ребенок примерно в 2-3 года испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками, по детскому коллективу. Иногда в той же детской поликлинике или в песочнице можно достаточно точно сказать, какие детишки "садовские", а какие домашние. И тем не менее для многих родителей вопрос - ходить ли ребенку в детский сад - все равно неоднозначный, сложный и открытый.
Понятно, что доводов "против" у таких родителей достаточно - мол, и болеть малыш часто будет в саду, и воспитательница попадется неизвестно какая, и кое-где вообще очень сложно устроить ребенка в сад… Но увы, ответ специалистов на вопрос «ходить ли ребенку в садик?» как правило однозначен: обязательно ходить!!!

Система дошкольного воспитания- это не только обучение и воспитание ребенка в отсутствие родителей, не только передержка малыша на то время, пока мама на работе (в конце концов с этим прекрасно справится и бабушка, и няня), но и что очень важно- социализация малыша в коллективе, развитие его устойчивости, навыков общения и совместного существования, и самое главное - это завершающий и достаточно важный шаг в вопросе формирования личности.


Да, разумеется, нередко дети в саду болеют (особенно в период адаптации) - но разве не чаще болеет домашний ребенок, которого кутают и излишне о нем заботятся? Очень часто «домашние» дети попадая в новое для них окружение могут заболеть, психическая неподготовленность ребенка напрямую отражается на его здоровье. Не говоря уже о том, что у хорошо подготовленного к детскому садике ребенка появляется своего рода иммунитет к заболеваниям. Поэтому, если родители сами не хотят, чтобы их ребенок становился самостоятельным, то и ребенок это почувствует и начнет эксплуатировать родительские нервы и терпение вечным нытьем "не хочу в садик…" ---
Если вопрос о том, что ребенка в детский сад вести, решен положительно, подумаем о сопутствующих задачах и проблемах, о подготовке малыша к этому важному этапу и о подготовке родителей!



Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?

Это зависит от многих факторов, и прежде всего от того, насколько сам малыш хочет ходить в сад и насколько не боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика - и порой успешно. Да, многим из них (чаще мамам) просто страшно - как это, ребенок будет целый день в саду, не будет по маме скучать. Да мама от этого плохо себя чувствует… У таких мам ребенок - главное в жизни. Что из этого выходит, когда такой ребенок вырастет?...

"Родителям с собственными страхами необходимо бороться. Делается это в первую очередь через понимание своих переживаний и причин своих тревожных состояний. И тогда уйдут все плохие предчувствия, необоснованные тревоги и постоянные страхи."***

Именно от сочетания готовности самого ребенка и родителей зависит адаптация вашего малыша в группе.
"Дети, которые не могут влиться в коллектив из-за страха быть обиженными другими детьми, и родители, которые эти страхи в них вселяют из-за собственного повышенного беспокойства, обладают зрительным вектором. Этот тип психики подвержен различным страхам больше остальных. Мамы со зрительным вектором и такие же бабушки видят для своего ребенка угрозу жизни во всех встречных детях.
Особая чувствительность, данная таким людям от природы, позволяет ребенку прочувствовать этот страх, даже если он не был высказан вслух. А если позволять себе постоянно упоминать при зрительном ребенке, насколько страшный детский сад или высказывать любые другие свои тревоги, он прочувствует ваше состояние всеми фибрами своей ранимой души и непреодолимая преграда будет возведена между ним и детским коллективом.
В этом случае его будут обижать, как самого слабого и беззащитного. А как же? Ведь мама внушила, что другие дети – опасные монстры. Значит, так и есть, будем их бояться.
В то же время зрительный вектор дает способность глубоко переживать чужие чувства, наделяет способностью к состраданию. А когда вы переживаете за другого человека, страх за свою жизнь отступает. Воспитывая в ребенке сострадание, вы делаете его бесстрашным. И не смотря на всю внешнюю хрупкость и ранимость, такой малыш быстро отвоюет свое место в стайке сверстников и адаптация ребенка в детском саду пройдет быстрее.
"***

А бывает и так, что детей приходится первые несколько месяцев водить только на часть дня, в группе они не могут ни есть, ни спать, ни играть. Утром в раздевалке разыгрываются целые трагедии: "Мамочка не уходи, мамочка забери меня пораньше…" Возможно, у ребенка какие-то проблемы в общении. А может, внутренняя тревога, явившаяся отражением проблем в семье… Иные же мамы чуть ли не культивируют слезное прощание - им это подспудно добавляет гордости за свое родительское предназначение! Хотя гораздо здоровее психологически тот ребенок, который говорит родителям: "Ну пока" и срывается в группу, потому что там его приятели уже сгрудились вокруг какой-то игрушки… Кстати, домой такой ребенок идет тоже не с истерикой "наконец-то за мной пришли", а просто с охотой. Как тут не вспомнить старую поговорку для взрослых о том, что такое счастье: это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой…

"Адаптация ребенка в детском саду пройдет быстро и максимально безболезненно, если родители, во-первых, отдадут его в группу к адекватному воспитателю. А во-вторых, и это не менее важно, сами осознают, какую роль в адаптации ребенка играет их собственное отношение к посещению детского сада.

Люди живут среди других людей. И маленькому хорошенькому нежному ребенку от «жестокого» общества никуда не скрыться. Оказаться там один на один с другими людьми рано или поздно придется. Не в детском саду, так в школе. Под присмотром мамы, а после и без него, потому что мамы не вечны, а дети рано или поздно начинают жить своей жизнью.
Лучшее, что может сделать родитель для своего ребенка, каким бы слабым и беззащитным тот ему ни казался, это позволить ему пройти социальную адаптацию детей в период с 3 до 6 лет – самый удачный и безболезненный возраст для вливания в коллектив.
"***


Психологическая подготовка

Чтобы ребенок легче адаптировался в саду, проведите первичную подготовку:
· не отбивайте у него охоту общаться с детьми.
· если гуляете с ним во дворе - постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере пока нет открытого конфликта)
· Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсудите дома (попросите ребенка рассказать другому родителю о прогулке - заодно и речь потренируете).
· Опять же - не отгораживайте ребенка от реальной жизни. Развивайте его помехоустойчивость, создавайте ему время от времени своего рода безопасные трудности (например, иногда над ребенком можно подтрунивать - добродушно. И чувство юмора развивается, и реакция на обзывания в саду будет более спокойная). Во всяком случае, научите малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду упреждающей агрессией.
· Научите ребенка говорить "нет", особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Приучите ребенка сообщать вам о ЛЮБОМ случае, когда кто-то его просил о чем-то "папе с мамой не говорить" - за этой просьбой может скрываться опасность. И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать. Вообще ребенка нужно учить думать. Вот тогда это будет личность, и тогда садик станет полноценным тренингом общения, подготовкой к школе и ко взрослой жизни вообще!

Когда вести ребенка в сад?

Иной раз родители настолько загруженные работой и делами (а рядом нет бабушек, и нет возможности позволить себе няню), вынуждены отдавать ребенка рано в сад, и даже в ясли. Это ситуация, когда у родителей нет другого выбора. Но и когда есть выбор, с началом детсадовского периода тоже лучше не затягивать, тогда ребенку легче будет адаптироваться в саду. И все же одно ограничение по срокам есть: разговор о садике можно затевать только тогда, когда малыш начнет более-менее связно говорить, чтобы он сам мог рассказать вам, как прошел его день в саду, что он там делал, с кем играл, что ему сказали воспитатели и т.п. Пусть на первых порах это будет "детский лепет" - тем не менее таким образом будет стимулироваться и речевое развитие, и вы будете примерно знать, каково вашему ребенку живется в этом садике.

Да, может статься так, что жалобы вашего ребенка будут возникать не на пустом месте. И возможно, садик (или как минимум группу) придется менять. Но чтобы все же такого не случилось, лучше изначально правильно выбрать детсад.

Как выбрать детский сад?
Прежде всего - ходите по садикам в сопровождении ребенка. Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - сделайте выводы, потому что ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива… (разумеется, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший …) Критерии того, хороший садик или плохой, бывают самые разные - но главное, разумно их подобрать.

Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение. Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт… Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины), ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.

И прежде всего - очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.


Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог, любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах: в группах откровенно бездарные воспитатели, хромает методическая работа.

Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор . Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.

Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. В результате- работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.

Родители и воспитатели
…Итак, если вы выбрали садик  на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.
Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Родителям необходимо знать, как ведет себя ваш ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно… А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут ОДИНАКОВЫЕ. Скажем, если воспитательница приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены. Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы и так далее…

…Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе - то, что он не выделяется в негативном плане из общей массы. При этом я совершенно не призываю к тому, чтобы дети воспитывались как одинаковые винтики - каждый ребенок должен иметь возможность проявить себя в группе. Кто-то умеет танцевать, кто-то петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается… Как правило, хороший воспитатель, это не только видит, а и успешно создает такую возможность. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился активно проявлять себя, общаться!

 

Некоторые советы родителям:

В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в детском саду правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры - стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.

В период адаптации ребенку не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в детском саду назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка. Особое нужно обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3-4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развитию заболевания, поэтому ребенок нуждается в щадящем домашнем режиме. Родителям рекомендуется в период нахождения ребенка вне детского сада увеличить объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в детский сад начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.

 

*** В статье использованы материалы публикации "АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ: ОТСЕЧЕННАЯ ОТ КОЛЛЕКТИВА". Портал системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

http://epsychology.ru/articles/adaptaciya-rebenka-v-d

 

С уважением к родителям и с любовью к детям!

 

 

 

 

 

НАША МІСІЯ

  • Адаптувати  дитину у дитячому колективі.
  • Навчити дитину спілкуватись з іншими дітьми та проявляти себе як яскраву особистість.
  • Закласти фундамент для подальшого росту і випереджаючого розвитку дитини.
  • Розвинути ті унікальні здібності Вашої дитини, які піддаються активному розвитку лише  у віці до 7  років.